Оптимизация расходов в малом бизнесе

Главным показателем эффективности функционирования малого и среднего бизнеса является его рентабельность, напрямую зависящая от уровня прибыли, которую получает фирма в процессе своей производственно – финансовой деятельности.

Прибыль равна разнице дохода, полученного после реализации продукции, товаров или услуг и расходов на производство или оказание услуг. При нулевом уровне прибыли бизнес имеет смысл только тогда, когда кроме материального выражения его результат имеет социальное или другое народнохозяйственное значение. Например, решение задачи об определении прибыли от использования атомной бомбы материального выражения не имеет.

Прибыль, полученная предприятием является основой его дальнейшего развития, расширения производства, завоевания новых рынков сбыта увеличения номенклатуры производимого товара. В связи с развитием рынка, увеличения уровня конкуренции на нем, увеличение прибыли за счет повышения цен – задача тупиковая. Поэтому единственный уровень повышения рентабельности малого и среднего бизнеса – снижение расходов, что автоматически приводит у увеличению прибыли.

Однако, экономия на всем и вся задача не благодатная – мало кто захочет работать в выход-ном костюме, придя в неотапливаемый офис с рваными обоями. Снижение расходов должно быть не просто взвешенным, но и финансово обоснованным. Наиболее эффективным путём является снижение прямых производственных и эксплуатационных расходов за счет снижения уровня потерь сырья, экономии энергоносителей и оптимизации структуры управленческого аппарата. Необходимо также уменьшать и непроизводственные затраты, которые напрямую не связаны с процессом получения дохода. К последним относят потери от брака выпускаемой продукции, простоев производства и обычных (что является пока еще типичным для российского бизнеса) хищений.

Для контроля над уровнем расходов необходимо предусмотреть специальную штатную единицу – экономиста, который будет контролировать уровень расходов, анализировать его с целью последующей оптимизацией. Для предприятий малого бизнеса целесообразно возложение этих обязанностей на бухгалтера. Для предприятий малого бизнеса оптимизация проводится по этапу заключения сделки, для среднего бизнеса возможно контролирование и отчетность за календарный период (месяц, квартал). При этом основной критерий эффективности работы как всего предприятия, так и его финансово – аналитического подразделения – безубыточность работы, поэтапный рост прибыли или расширение производства.

Ссылка на основную публикацию